Два года назад археолог Бостонского Университета Кэтрин Бард наткнулась на яму в песке на краю Египетской пустыни и, таким образом, обнаружила одну из шести пещер, построенных человеком. Исследовательская группа Кэтрин, состоящая из американцев и итальянцев, стала первой археологической группой, нашедшей наиболее древнюю из всех известных сегодня судоверфей с прекрасно сохранившейся строительной древесиной, веревками и прочей фурнитурой в возрасте ок. 4 тысяч лет.
Эта находка является первым прямым доказательством мореплавания на сложных судах такой давности, а также уникальным свидетельством древнеегипетских морских экспедиций в Африку.
Покрытый песком обрыв вдоль побережья Красного моря отделял от воды лагуну, которая в древности называлась Вади Гавасис (гавасис –«тайный») и существовала во времена Среднего Царства. Отсюда подданные фараона снаряжали экспедиции в сказочную землю Пунт, раскинувшуюся где-то в южной части Красного моря, чтобы вернуться домой с сокровищами чёрного дерева, слоновой кости и редкими специями, например, ладаном – привилегией духовной касты древних египтян.
Археологи полагают, что судоверфь использовалась египтянами в течение ни одного столетия, примерно с 2600 по 1500 г.г. до н.э. Кедровую древесину срубали и выдерживали в Ливане, переправляли по воде в Египет, на Ниле строили из нее корабли, потом разбирали их на части и перевозили на ослах через пустыню, чтобы потом снова собрать уже в Вади Гавасис. После трёхмесячного путешествия в Пунт, корабли возвращались на Нил и ремонтировались для следующего путешествия.
Внутри пещер археологи обнаружили остатки мощных канатов, шириной с ремень, упакованных в узлы и готовых для подготовки следующей экспедиции. Стандартная экспедиция состояла из 3 тысяч 700 человек, как следует из описания на гробнице царицы Хапшетсут.
Экспедиции снаряжались по приказу фараона. Путешествие в Пунт давало шанс египтянам перехитрить своих южных соседей, державших под контролем торговлю с Пунт, которая могла быть пересечением торговых путей в районе современных Эфиопии и Йемена. Успешные экспедиции обладали огромной пропагандистской ценностью для тогдашних правителей, например, фараона Аменемхата III, оставившего в Вади Гавазис надписи на камне около 1800 года до н.э. и снарядившего две таких экспедиции.
Доски, найденные на древней судоверфи, говорят о том, что корабли египтян напоминали увеличенные копии Нильских речных лодок, что меняет современные представления о древнеегипетских кораблях.
«Находка строительной площадки, в отличие от ритуальной, - очень необычная для археологов», - говорит Шерил Ворд, одна из исследовательниц. «А что еще более удивительно – строительные материалы оставались нетронутыми в течение, возможно, 4 тысяч лет – случай абсолютно беспрецедентный. И необычная черта, отличающая египетское судостроение, - возможность использовать материал для новых экспедиций через десятки лет!»
Археологи совместно с властями Египта планируют теперь провести радиолокационное исследование местности, чтобы определить настоящие размеры древней судоверфи, расположенной в изоляции, в относительной близи лишь от нескольких курортов на Красном море.