Египет » Зарисовки » "Зар - транс в натуре"
"Зар - транс в натуре"
 

За фасадом строгой исламской морали, в которой нет места языческим обрядам, примитивным суевериям и культам святых, на древней земле пирамид, при желании, можно обнаружить немало «пережитков прошлого» или культурных артефактов эпох, предшествовавших монотеизму. Так, например, состояние транса, открывающее человеку доселе запертые двери восприятия, с точки зрения религиозных институтов является нежелательным, так как подрывает их монополию в духовной сфере, однако ритуалы такого рода искоренить невозможно по целому ряду причин, о которых надо рассказывать отдельно.

«Зар» – один из таких ритуалов, фактически запрещенных в исламе, однако пользующийся немалой популярностью в широких слоях египетского общества. Вернее всего будет назвать этот феномен «обрядом исцеления» от широкого спектра недугов, связываемых с «одержимостью духами». Состояние транса вызывается соответствующими ритмами и танцем под руководством опытного медиума, который сам фактически является «одержимым», но находящимся в симбиозе с содействующим ему джином или духом. Целью церемонии отнюдь не является изгнание духа из пациента, а скорее его умиротворение, выяснение его характера, потребностей и претензий к его носителю.

Обряд «зар» распространен по всей долине реки Нил и на северо-востоке Африки, в основном, в Судане, Эфиопии и Сомали. Фактически это «танец духов» – наследие древних культов народов Африки и разновидность того, что стало известно на Западе как «вуду». Существует предположение, что его истоки восходят к культу африканских божеств, во главе которых стоял бог Азузар (ассоциируемый с египетским Озирисом) и его супруга Ауситу (Изида). В Египте обряд «зар» наиболее популярен в деревнях Верхнего Египта, т.е. той части страны, которая в наименьшей степени была подвергнута влиянию вторгавшихся с севера иноземцев, в последний раз это были арабы-мусульмане.

 

«Зар» вполне согласуется с исконными религиями африканцев, в которых главную роль играли жрицы. Как правило, руководят ритуалом женщины, да и участвуют в нем тоже большей частью женщины. «Одержимость» и навыки руководительницы церемониальной группы «зара» переходит по наследству от матери к дочери вместе с сундуком, содержащим все магические принадлежности медиума. Мужчины не могут наследовать этот дар, хотя могут претендовать на то, что он был «дан им свыше». Они берут на себя вспомогательные роли – барабанят, разделывают туши приносимых в жертву животных и т.п. Известно так же, что среди «одержимых» больше женщин, а духи в них вселяющиеся, наоборот – обычно «мужского пола».

Реальность в «заре» разительно отличается от обыденной. Ритуал должен проходить в помещении отдельном от жилой части дома, которое становится выделенным священным пространством. В середине устанавливается подобие алтаря – круглый стол, покрытый белой тканью, на который насыпаются горкой орехи и сухие фрукты. Ставятся цветы, зажигаются свечи и светильники, создается соответствующая атмосфера. Гостям следует пожертвовать сообразную их состоятельности сумму денег. Женщина, ради которой проводится ритуал, одевается в белое, ее конечности раскрашиваются хной, и она щедро поливает себя духами. Джины и духи обожают ароматические масла и присутствующие не жалеют парфюмерии и благовоний. Говорят даже, что духи эфиопского происхождения очень любят кофе, духи не-мусульман могут потребовать алкогольные напитки, а духи женского пола любят сладкое и могут попросить Кока-Колу. В ходе церемонии могут происходить совершенно недопустимые в нормальной жизни вещи: женщина может переодеться в мужскую одежду, громко сквернословить, курить и совершать подобные неподобающие поступки, которые в контексте «зара» считаются в порядке вещей.

«Кодия» – руководительница ритуала должна уметь петь и прекрасно знать, какие песни и ритмы являются подходящими для тех или иных духов. Во время их исполнения она внимательно следит за реакцией «одержимой» для того, чтобы определить тип духа, вселившегося в нее и, соответственно, способ его ублажения. Ритмическая группа включает в себя от трех до шести человек, играющих на таблах и бубнах. Войдя в транс, «одержимая» содрогается всем телом, ритмично раскачивается из стороны в сторону и яростно размахивает головой в самом конце ритуала, прежде чем упасть без сил. В состояние транса входят и другие участники. Ритуал оказывает благотворное воздействие на всех присутствующих, так как его конечной целью является умиротворение духов, джинов и душ людей, восстановление их гармоничного сосуществования.

В настоящее время «зар» отчасти выходит из оккультного подполья на культурную сцену Египта, будучи признанным ценным наследием, достойным внимания и поддержки со стороны Министерства культуры и других официальных инстанций. Представления подобного рода привлекают все большее внимания туристов и прочей состоятельной публики. Усилиями влиятельного энтузиаста доктора Ахмеда эль-Маграби на базе основанного им «Египетского центра культуры и искусств» была сформирована группа исполнителей ритуала «зар», которая называется «Мазахер». Находясь в Каире, вы можете попасть на одно из таких представлений. Это место находится на улице Саад Заглюль в самом центре египетской столицы. ("Makan Centre", метро Saad Zaghloul,1 Saad Zaghloul Str., сразу за Мавзолеем Саада Заглюля. Стоимость входных билетов - от 5 до 20 ег. фунтов).

 

Фотоматериалы: http://www.weekly.ahram.org.eg/

Фотограф: Шериф Сонбол

Главная
Проект "Египет для Всех", 2005 Всe содержание и графика данного сайта защищены российским законодательством о защите авторских прав и международными соглашениями. Любое копирование авторских текстов запрещено. Пожалуйста, получите у нас соответствующее разрешение на публикацию. Категорически запрещено копировать html-код данного сайта, а также брать его за основу и переделывать для своих целей. Дизайн, программные решения и код также защищены авторским правом.Проект разработан и поддерживается студией 'PRO-IT'