Египет » О стране » История » Эллинистический период
Эллинистический период

Итак, в 332 году до н.э. Александр Македонский "блистающий", как называли его уже современники, вступил на Египетскую землю. Александр Македонский, сын, по греческим меркам, варвара Филиппа был не просто умен, а великолепно образован. Если не верите, попробуйте почитать что-нибудь из Аристотеля - его учителя, и вы проникнетесь безмерным уважением к человеку, беседовавшему с ученым мужем и понимавшим, что он говорит. Политика Александра по отношению к завоеванным странам была точно выверенной. Он никогда не навязывал своего «устава», и, приходя «в чужой монастырь», пытался соответствовать требованиям, предъявляемым к правителям данной страны. Египет не стал исключением.

Встреченный местными жителями с распростертыми объятиями, поскольку те уже устали от непотребств, творимых на их территории персами, Александр направился в Мемфис, дабы поклониться египетским богам. Там он провел встречу на высшем уровне с египетским оракулом, который быстро провозгласил Александра сыном бога Амона, и со спокойной душой отправился  в путь для совершения дальнейших ратных подвигов.

К сожалению, уже в 323 году до н.э. великий полководец скончался, и его военачальники ввязались в непростое дело по разделению Империи. Самый умный - Птолемей, впоследствии Птолемей I, отвоевал себе Египет, и с этого момента в истории этой страны начинается «эллинистический период». По преданию, Птолемей взял тело своего царственного друга, забальзамировал его и похоронил где-то в Египте. Где именно, неизвестно.

Птолемей не отказался от политики, дружественной по отношению к местному населению, однако кое-какие коррективы внес. Во-первых, столицей Египта стала Александрия, которая быстро превратилась в центр всего эллинистического мира.

Во-вторых, он начал вводить новые божества в Египетский пантеон. Его дело продолжил его сын, Птолемей II, обожествив своих родителей и построив несколько храмов в их честь. С этих пор, в сонм египетских богов обязательно входили правители с греческим происхождением. Политический PR существовал уже в те далекие времена.

Чтобы не сильно напрягаться, Птолемей I разделил страну на провинции-номы, назначив специальных чиновников - управлять этими провинциями. Идея - сама по себе хорошая, привела  к огромному росту чиновничьего аппарата, что, в конце концов, явилось одной из причин распада страны.

Династия Птолемеев вела захватнические войны и никогда Египту не принадлежало так много территорий, как при греческом правлении. В III веке до н. э. в его состав входили собственно Египет в его традиционных границах от первого порога Нила и до Средиземного моря, примыкающая с юга Эфиопия (древняя Нубия) и с запада Киренаика (древняя Ливия). Кроме этих африканских территорий в состав Египетского царства входили Синай, Палестина, Финикия, Южная Сирия. К царству Птолемеев относились прибрежные области южной, юго-западной, западной частей Малой Азии и остров Кипр. Помимо этого, Птолемеи осуществляли контроль над большим количеством земель в районе Черного моря.

Подобное географическое превосходство достигалось в результате постоянных военных кампаний против всех и вся. Главными противниками династии Птолемеев были, как водится, дети из того же гнезда - Селевкиды, потомки Селевка, еще одного полководца Александра Македонского.

Однако не надо думать, что египетские цари греческого происхождения занимались только военными походами и восхвалением себя и своих предков.

Первые Птолемеи были еще и просвещенными правителями. Птолемей II Сотер учредил  мусические игры в честь Аполлона и Муз и продолжил дело отца в собирании редких рукописей.

Был издан указ, что любой корабль, зашедший в порт и имеющий у себя на борту свитки, должен был либо эти свитки отдать насовсем, либо предоставить к копированию. Таким  нехитрым способом знаменитая Александрийская библиотека (еще одно из чудес света Древнего мира) к первому веку до новой эры хранила около семисот тысяч копий различной литературы и считалась храмом, перед входом в который совершался обряд очищения.

Существует много легенд о гибели Александрийской библиотеки. Считали, что ее могли уничтожить воины Юлия Цезаря, которые сожгли египетский флот, после чего огонь перекинулся на город. Пожар приписывали и преемнику Цезаря - императору Августу.

Самая популярная версия относится ко времени арабского завоевания. Источники свидетельствуют, что библиотека погибла в грандиозном пожаре во время взятия города турками-османами. По легенде, покорив Египет, полководец халифа Омара спросил у своего господина, что делать с библиотекой. Тот ответил, что даже если книги, хранящиеся в библиотеке, согласуются с Кораном - они не нужны. Если же противоречат ему - они нежелательны, а значит, их следует уничтожить в любом случае.

Ну, и конечно, знаменитый Фаросский маяк, построенный в Александрии. Маяк представлял собой трехэтажную башню высотой около 120 метров. Верхний этаж имел круглую форму, и венчала его бронзовая статуя бога морей Посейдона высотой в семь метров. Об этой статуе было сложено немало легенд. Например, что, увидев вражеские корабли, статуя издавала истошные вопли, корабли пугались и уплывали. Кстати, свет маяка было видно на шестьдесят километров.

Несмотря на свою культурную активность, египтяне и лица других национальностей, проживавших на территории Египта, были очень недовольны своими правителями. По подсчетам ученых, египтяне разных категорий платили двести восемнадцать различных налогов: налог на пользование землей, за семена, тягловый скот, инвентарь, охрану царских складов, очистку семян, измерение земли, оплату писцов, за фураж, храмовые сборы, сбор на золотую корону при восшествии царя на престол, сборы  на содержание флота и маяка, полицию, врачей, бани и многие другие. А если учесть, что тогдашним  налоговым инспекторам за выполнение плана было обещано пять процентов от суммы общего сбора, то можно себе представить, с каким рвением эти налоги собирались.

Тут еще и династические распри, вызванные большим количеством приближенных к фараонам особ и скверным нравом фараоновских жен. Начиная с жены Птолемея II, царицы Арсинои II, женщины Птолемеев отличались властолюбием и жестокостью. Последней и, вероятно, самой великой в их череде была царица  Клеопатра VII, речь о которой пойдет отдельно.

Так или иначе, налоговый гнет и полное бесправие основной массы населения  становились  причиной постоянных беспорядков и мятежей. В конце концов, после смерти царицы Клеопатры в 31 г. до н.э., ослабленный внутренними беспорядками Египет присоединила к себе Римская Империя. Эллинистический период Египта и последний оплот вообще греческой цивилизации закончились.

Главная
Проект "Египет для Всех", 2005 Всe содержание и графика данного сайта защищены российским законодательством о защите авторских прав и международными соглашениями. Любое копирование авторских текстов запрещено. Пожалуйста, получите у нас соответствующее разрешение на публикацию. Категорически запрещено копировать html-код данного сайта, а также брать его за основу и переделывать для своих целей. Дизайн, программные решения и код также защищены авторским правом.Проект разработан и поддерживается студией 'PRO-IT'